29 августа 2023 г.
Открытое письмо театра «Ленком Марка Захарова» в связи с отменой гастролей в Израиле
Московский Государственный театр «Ленком Марка Захарова», один из ведущих театров России, выступил с инициативой проведения гастролей в Израиле со спектаклем «Поминальная молитва», который по праву является визитной карточкой нашего театра. Поставлен великим Марком Захаровым по произведениям классика еврейской литературы Шолом-Алейхема (пьеса драматурга Григория Горина, режиссер восстановления — народный артист РФ Александр Лазарев, сценография народного художника России Олега Шейнциса, музыка народного артиста России Михаила Глуза). По мнению театра и его руководителя, заслуженного деятеля искусств РФ Марка Варшавера, в нынешнее непростое время показ этого уникального спектакля мог стать значимым культурным событием. Сегодня он звучит особенно современно и актуально. Не только потому, что действие происходит в «украинском местечке», где живут русские, евреи и украинцы. Но и потому, что это спектакль о людях, о вере и доброте, и о том, как важно в любых ситуациях оставаться людьми, прощать и видеть в другом живого человека. В спектакле заняты известные артисты, которые хорошо знакомы русскоязычным израильтянам: народные артисты России — Сергей Степанченко, Андрей Леонов, Виктор Раков, Иван Агапов, заслуженная артистка России Олеся Железняк и другие.
Значимость гастролей Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова» на сцене старейшего израильского театра «Габима», которые должны были состояться 29, 30, 31 октября и 1 ноября сего года, подчеркивал тот факт, что создателями «Габимы» были великие русские актеры и режиссеры. Гастроли нашего театра должны были проходить на внебюджетные источники финансирования. Это была добрая воля друга театра, поклонника великого спектакля. Нынешние реалии, как известно, предопределяют сильное удорожание бюджета таких гастролей. «Ленком» не раз с успехом гастролировал в Израиле. Но сегодня, чтобы привести масштабные декорации, 100 человек участников и постановочную часть требовались немалые средства. Поэтому артисты согласились работать бесплатно, за мизерные суточные. Однако, воодушевление «ленкомовцев» и ожидания тысяч израильтян немедленно стали душить грязные ручонки тех, для кого отсутствие памяти, испытанные методы угроз с националистическим душком и визгливым кликушеством, уже, к сожалению, стали разрушительной нормой. Под этот бесконтрольный самодеятельный молох попала и культура — единственный и главный мост между странами и людьми. На «Ленком Марка Захарова» и его сотрудников обрушился шквал помойного словоблудия низкого пошиба, перемежающегося с угрозами «местечковой коммунальной кухни». К сожалению, никакой внятной позиции от государственного театра и от властей Израиля, как и гарантий безопасности, мы не получили.
Мы представляем старейший театр с огромной и уникальной историей. Наша профессия не предполагает вступать в «дворовые склоки» с «распоясавшейся шпаной». Поэтому, на фоне развязанной в СМИ и вокруг приезда нашего театра истерией, несмотря на потраченные средства и проданное за несколько дней значительное количество билетов, было принято решение о переносе гастролей.
Прежде всего, мы хотим принести свои извинения тем, кто в считанные дни раскупил билеты на легендарный спектакль. Тем, кто прислал и продолжает слать в «Ленком Марка Захарова» многочисленные письма поддержки, и кто полон желания противостоять кучке агрессивного меньшинства, изрыгающего угрозы и нецензурную брань в адрес не только артистов нашего театра, но и в адрес выдающихся мастеров российской и мировой культуры.
Корчащиеся в бессильной злобе израильские «Иваны, не помнящие родства», изображающие победное ликование, всего лишь вновь продемонстрировали неприглядный вид «защитников Украины», сыто сидящих на государственных шеях различных стран. Тех самых «патриотов», что убежали из ставшей вдруг «любимой Украины», с ее антисемитскими и русофобскими шествиями и лозунгами, открытыми маршами в честь Бандеры и дивизии СС «Галичина», с ее ярыми, национал-фашистскими выступлениями ведущих политиков, героизацией нацизма и открытой многолетней войной против русских на Донбассе. Подобная наивная слепота уже привела к «Холокосту» и Второй Мировой Войне.
Однако, оставим в покое Историю! Вернемся ко дню сегодняшнему. Выглядит крайне нелепо, когда эти «клоуны», изображающие в соцсетях и на площадях Израиля «украинских патриотов», почему-то не желают проявить свой патриотизм на поле боя, с оружием в руках защищая «родину» от «ненавистного российского врага». Израиль — не Советский Союз. Отказа «в выезде на родину» точно не будет! Не спешат… Куда проще направить свой пыл на грязные, нецензурные тексты в соцсетях и посылать гнусные проклятья в адрес российских театров, артистов, писателей, композиторов, требовать запрета русской культуры. Ничего, кроме брезгливости и жалости это, увы, не вызывает. Никому не возбраняется «обозначать свою позицию». Однако, когда эта позиция облекается в форму открытых угроз, агрессивных оскорблений или плохо сварганенных злобных шоу наших бывших коллег, — становится неловко.
Русская иммиграция знает немало примеров великих деятелей культуры, таких как Шаляпин, Бунин, Рахманинов. Ростропович, Солженицын, Тарковский, Бродский, Неизвестный, Нуриев (список можно продолжить), которые никогда не опускались до низкопробного уровня «шариковых», громко «тявкающих» и оскорбляющих простых соотечественников и коллег по цеху. Мы, конечно, понимаем, что в небольшой стране коллегам не просто выживать и пространство для работы надо «зачищать любыми методами». Но методы уж больно некультурные…
Любого здравомыслящего человека не может не угнетать происходящее на Украине, в России, в мире!.. Но театр и особенно такие его уникальные творения, как спектакль «Поминальная молитва», созданный 35 лет назад и восстановленный молодым поколением «Ленкома» по просьбам сотен тысяч зрителей разных национальностей, для того и создан, чтобы еще раз напомнить нашу общую историю, духовные традиции великого народа, вечные человеческие символы бытия. Среди создателей и исполнителей спектакля «Поминальная молитва» — люди разных национальностей, разных поколений. Тех, кто создал спектакль, уже нет с нами. Последним, вскоре после премьеры восстановления, ушел Михаил Глуз — автор пронзительной музыки — души спектакля «Поминальная молитва», хорошо известный в Израиле, первый президент Федерации еврейских общин России, руководитель Международного Культурного Центра имени Соломона Михоэлса, еще одного великого исполнителя роли Тевье. Музыка Михаила Глуза звучит и в Киевском театре им. Ивана Франко в спектакле «Тевье-Тевль», которого гениально играл великий Богдан Ступка. Памяти всех создателей и первого исполнителя роли Тевье в нашем театре, Евгения Леонова, посвящена наша «Поминальная молитва».
Да, артисты так же, как и все люди, по-разному проявляют свою позицию. Кто-то — более громко и публично. Кто-то — лишь через свои роли, музыку, тексты великого Шолом-Алейхема или Островского. Но когда артисты выходят на сцену, они лишь проводники тех важнейших художественных смыслов и духовных ценностей, которые должны объединять, а не озлоблять. А каждый волен выбирать — нужно ему это или нет. Но антикультурный терроризм, с которым мы столкнулись, — это такой же террор, как любой другой!
Мы считаем Израиль демократической страной и очень рассчитываем получить оценку официальных властей разнузданному и разрушительному поведению, с которым мы столкнулись заочно, а наши российские коллеги уже очно. Мы сожалеем и считаем недопустимым, что вопросы гуманитарного и культурного сотрудничества оказываются в руках агрессивно и хулигански настроенной кучки граждан, выступающих от имени Израиля.
Коллектив Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова»